Собачий остров: от вонючего болота до каменных джунглей

Происхождение названия и почему собаки тут ни при чем. Как ничем не примечательное болото превратилось в один из важнейших деловых центров Европы и мира. Что связывает плантатора с Ямайки и профессора антропологии. Если хотите узнать об этом – читайте дальше.

1. Вид на Собачий остров из программы Google Earth.

Во-первых почему собачий единого мнения нет. То ли один из королей тут своих собак держал, то ли по недоразумению, но название прижилось. Но главным вопросом должно быть не почему собачий, а почему остров? Ведь Собачий остров никакой и не остров, а скорее полуостров на реке Темзе. Участок суши в месте, где река делает крутой поворот, изгибаясь в форме подковы, называется меандром.  Понятно что у “собачьего меандра” не было шансов остаться в истории.

Так вот, в средние века это была заболоченная местность за пределами Лондона, во время приливов заливаемая водой. Ни о каком строительстве не могло быть и речи. Попытки укрепить берег, чтобы защитить участок от наводнения и затем использовать в качестве пастбища, предпринимались с 13 века, с переменным успехом. В 1448 году вода прорвала дамбу и затопила Собачий остров на следующие 40 лет. И только в 17 веке за дело взялись всерьез. Но самые интересные события тут начали происходить в начале 19 века, а именно в 1802 году. В северной части, там где сейчас небоскребы инвестиционных банков, были построены Вест-Индские доки (West India Docks).

Как можно видеть на плане ниже, док состоял из двух бассейнов: северный для выгрузки товаров и южный – для погрузки, куда судно заходило после того как побывало в северном. В целом док мог вместить до 600 судов одновременно. Основным товаром, импортируемым через Вест-Индские доки был конечно сахар, получаемый из тростника на островах Вест-Индии, в том числе Ямайки. В обратном направлении могло идти все, в чем могли нуждаться колонии.

2. План Вест-Индских доков. Museum of London Docklands.

Для чего нужны доки? Когда у вас главный морской порт страны, он же столица огромной империи, в который стекаются товары со всего света, то в какой-то момент река перестает справляться с наплывом судов. По свидетельствам современников, кораблей, ожидающих разгрузки, было так много, что по ним можно было перейти с одного берега Темзы на другой. Док, для тех кто не в курсе – это искусственный водоем в бассейне реки, в который судно могло зайти и находиться там сколько угодно долго для разгрузки или ремонта, не перекрывая фарватер. Названия доки часто получали либо по части света, корабли из которой обслуживали, либо по специфике товаров. К примеру, Tobacco Dock или Russia Dock Woodland.

3. Пропуск на территорию. Museum of London Docklands.

Другой проблемой, которую успешно решали доки – это воровство. Док окружен стеной и посторонним внутрь вход закрыт. Именно защита от воровства делала дорогостоящее строительство прибыльным для коммерсантов – владельцев судов. Одним из таких был Роберт Миллиган, бывший плантатор и рабовладелец, памятник которому до недавнего времени находился в Вест-Индском доке, как раз напротив бывших складов (ныне музей). В 2020 году он был демонтирован местными влястями, чтобы избежать возможных беспорядков на волне подъема BLM движения.

К 20 веку все набережные Темзы ниже исторического центра были заняты доками. Даже название общие имели – Docklands – Земля доков. Сейчас многие из них засыпаны за ненадобностью, но на оставшихся понастроено жилых домов и офисов. Ведь как известно, недвижимость у воды стоит намного дороже. Докам Вест-Индии тоже в этом смысле повезло, их можно заметить если приглядеться на первой фотографии в окружении небоскребов инвестиционных банков.

Свою основную функцию доки перестали выполнять в 70-х годах 20 века, вскоре после изобретения морского контейнера, который значительно ускорил погрузку и разгрузку. К тому же существующие доки не могли вместить огромные современные контейнеровозы, для чего был построен новый терминал ниже по течению.

Вторая жизнь у доков Вест-Индии началась в начале 80-х, когда Майкл фон Клемм увидел большой потенциал в полузаброшенных складах на окраине Лондона. Американец по рождению, в юности переехал в Англию для продолжения изучения антропологии, защитил диссертацию и получил звание и одновременно прозвище “профессор”, которым его близкие друзья и коллеги называли его до конца жизни. Склонный к резким переменам, он внезапно решил пойти по стопам отца и деда и оставил антропологию ради карьеры в банковской сфере, которую также оставил 20 лет спустя. Причиной  послужила его давняя дружба с основателями ресторана Le Gavroche, которым в свое время помог деньгами и теперь, в 1983 году, скорее по дружбе чем ради выгоды, подыскивал помещение для фабрики. Его привлекло расположение недалеко от рыбного рынка, откуда можно было доставлять свежайшие продукты и относительная близость к центру Лондона. Однако что-то подсказало ему, что из обшарпанных складов и заброшенного дока можно выжать гораздо больше.

Пользуясь своими связями среди денежных мешков и славой рискованного, но успешного банкира, Майкл сумел заинтересовать своей идеей нужных людей и через 5 лет она была оформлена как проект и шестеренки хоть и со скрипом, но завертелись. Сегодня трудно представить, но у проекта не было недостатка в противниках. Местные жители были против, потому что думали что новые рабочие места, которые им обещали политики, достанутся “белым воротничкам” из других районов. Власти Сити были против, полагая что будут нести убытки из-за увеличения предложения на рынке офисной недвижимости. Так или иначе, строительство началось и в 1991 году был построен первый небоскреб, One Canada Square, до сих пор остающийся доминантой района.

4. Бывший северный (импортный) док. На заднем плане – тот самый One Canada Square.

5. По выходным люди приходят сюда побродить среди каналов, походить по магазинам…

6. …или попариться в горячей ванне. Скриншот из видео с официального сайта.

7. Cabot Square – центральная и возможно самая красивая площадь Canary Wharf. Названа в честь Джона Кэбота (John Cabot), мореплавателя иальянского происхождения Джованни Кабото.

8. Небоскреб One Canada Square. Здания в Великобритании могут иметь имена (а также и прозвища), которые могут использоватся в качестве адреса. В данном частном случае имя (One Canada SQ) является производным от его адреса: 1 Canada Square.

9. One Canada SQ со стороны Westferry Circus.

10. Сегодня бывшие доки – это не просто офисы, но так же и район, по которому приятно гулять, хотя в выходные дни здесь несколько пустовато.

11. Отсюда прекрасный вид на Сити, в котором тоже продолжается строительство.

12. Центр Canary Wharf – Canada Square. Здесь находится станция метро, сюда стекаются сотрудники окружающих офисов перед тем как разбежаться по своим кабинетам.

13. Безопасность превыше всего: камеры видеонаблюдения на фонарном столбе соседствуют с указателями.

14. Нижние этажи небоскреба занимаем торговый центр.

15. Первые солнечные дни в этом году.

16.

17.

18. Строительство до сих пор идет полным ходом. Но в отличие от предыдущих лет акцент сменился на жилье. Излишним будет даже упоминать, что стоимость жилья здесь весьма высока. Жилые небоскребы в 55 этажей Wardian London.

19. Еще один жилой небоскреб по имени Newfoundland.

20. Если кто-то ждал что я скажу что в этом районе можно найти недвижимость на любой кошелек, то я разочарую. Цены здесь начинаются от 600 тысяч за студио, а квартиры с одной спальней обойдутся в 1 миллион и выше.

21. Яхта какого-то российского олигарха.

22.

23.

24. Уличные скульптуры Canary Wharf, некоторые постоянные как эта.

25.

26. А некоторые явно временные.

27. Вот так буквально на нашил глазах один из самых невзрачных промышленных районов превратился в финансовый центр, второй Сити, узнаваемую достопримечательность, место работы и отдыха для жителей мегаполиса.

 

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *